Назад
Техники айки-до делятся на две основные категории: приёмы «контроля» (катамэ-вадза) и броски (нагэ-вадза). Также сюда относятся удары в точки и зоны противника (атэми-вадза), методы выведения противника из равновесия с использованием приёмов кансэцу-вадза, основанных на скручивании суставов конечностей, и методы его обездвиживания (осаэ-вадза) и, в случае необходимости, удушения (симэ-вадза).
И так же, как в дзюдо, для мастеров айки-до,
проходящих аттестацию на 1-й дан (черный пояс), необходимо предоставитъ
сертификат о прохождении курса Каппо и Куацу. Такая традиция существует в
японских и некоторых европейских школах айки-до.
Доктор Кацудзо Наси говорил об Айки-до: «Наблюдая за
людьми, которые занимаются Айки-до, мы видим, что их стойка напоминает
равносторонний тэтраэдр. Они всегда совершают характерные сферические
вращательные движения. Они всё время изменяются, расширяются и
сжимаются, не теряя при этом своего устойчивого равновесия. Они
полностью контролируют своё тело. А тело, которое находится под
контролем, и бывает самым здоровым»
«В Айки-до нет ни формы, ни стиля. Движения Айки-до — это движения Природы, и его секреты глубоки и бесконечны».
О'Сенсей Морихэй Уэсиба
Сёриндзи Кэмпо — (кит. Шаолинь-сы цюань-фа
— кулачный бой монастыря Шаолинь). Это система физического и духовного
совершенствования, ведущая своё начало от Северного течения
Шаолинь-цюань, основана на Учении Будды Шакья Муни о необходимости
достижения совершенства при жизни, Учении Бодхидхармы (яп. Дарума) о достижении железного здоровья и сильною духа, о необходимости овладения приёмами самозащиты.
Сёриндзи Кэмпо основал в 1947 году Со Досин
(1911–1980), который изучал тайные методы различных видов китайского
Кэмпо в Китае, в том числе в храме Шаолинь, в течение 16 лет. Он был
посвящен в тайны школы «Кулак Белого лотоса» (кит. Байлянь-шэ-цюань) и школы «Кулак Врат справедливости» (кит. Ихэмэнь-цюань).
Цель, которую поставил Со Досин, является становление человека,
формирование характера, воли, достижение уверенности в себе на основе
овладения реальной силой на базе философии Koнго-дзэн и её метода —
Сёриндзи Кэмпо. В социальном аспекте система стремится воспитать
человека, обладающего следующими качествами: милосердие, чувство
справедливости, мужество, уверенность в себе, направленность и сила
поступков, любовь к Родине.
В техническом плане Сёриндзи Кэмпо состоит из трех направлений, 25-ти нитей и 600 приёмов.
Первое направление Тиэ — совершенствование
разума. Это основы восточной философии, космические, земные природные
законы, теория поединка, тактика, психология и т. п.
Второе направление Тай — совершенствование тела. Состоит из трёх методов: Гохо — метод твёрдости, который включает в себя техники защитных и атакующих действий, аналогично Каратэ. Второй метод — Дзюхо —
метод мягкости, состоящий из приёмов защиты от различных видов
захватов, способов удержания, различных степеней болевого и шокового
воздействия.
Демонстрация «кумиэмбу» и сёриндзи-кэмпо.
Третий метод — Сэйхо, состоящий из приёмов саморегуляции, восстановления, оживления (Каппо), регуляции и коррекции организма (Сэйтайхо).
Третье направление Ки — включает методы
совершенствования внутренней энергии Ки (техники накопления и управления
ею), концентрации (Киай) и её внешнего проявления (Кисэй).
Внешне Сёриндзи Кэмпо напоминает Каратэ и Айкидо,
однако это сходство кажущееся. В Гохо удары проводятся не в зоны или
части тела, а в энергетические и болевые точки (кюсё).
Передвижения осуществляются по косым и круговым траекториям, что
характерно для китайского Кэмпо. Блоки в основном выполняются открытой
ладонью. Так как приёмы проводятся в жизненно важные места, то силовая
подготовка и набивка отсутствуют из-за ненадобности.
Особенность Дзюхо состоит в его большей «жёсткости»,
коротких передвижениях. Сочетаются как болевое, так и неболевое
воздействие, связанное с выведением из равновесия. Методы удержания
болевые и направлены на энергетические и болевые точки и зоны.
Особенностью Сёриндзи Кэмпо как системы самозащиты
является сочетание Гохо и Дзюхо. Это принцип Го Дзю иттай — твердость и
мягкость в единстве. Это позволяет в реальной боевой ситуации применять
приёмы в зависимости от степени агрессивности нападающего и, что самое
ценное, регулировать степень поражающего (болевого) воздействия. Это
более гуманно и соответствует современным реалиям, чем древние принципы,
ставящие своей целью убить с одного удара.
Со Досин (крайний слева) в храме Шаолинь.
Касаясь метода Сэйхо, следует сказать, что он основан
на знании энергетических каналов, точек, принципов движения Ки и
технических приёмов воздействия. Сюда также входят дыхательные
упражнения в неподвижном сидячем положении (дзадзен), самомассаж,
выполнение специальных корригирующих упражнений, диета, в соответствии с
сезоном, возрастом и т. п. После тренировки кэнси (кулачные бойцы)
Сёриндзи Кэмпо делают друг другу массаж и мануальные приёмы для
восстановления мышц и сухожилий после проведения болевых приёмов. Это
позволяет отрегулировать нарушенное движение Ки в энергетических
меридианах, восстановить нормальную работу внутренних органов и систем. В
случаях проведения Атэми-вадза (техника ударов для поражения всего
тела) Каппо может выполнить руководитель филиала (сибуте) или отделения (доинте).
В Сёриндзи Кэмпо отсутствуют соревнования (аналогично
Айкидо), ввиду высокой опасности проводимых приёмов. Регулярно
проводятся отработки приёмов в защитных средствах, с контролем и
самостраховкой.
Высшим уровнем тренировки является Кумиэмбу —
демонстрация боевой техники (динамическая медитация), в которой в
течение 2-х минут проводятся приёмы нападения и защиты, выполняемые с
огромной скоростью и максимальной степенью реальности. Чем выше уровень
кэнси (бойца), тем более сложна и опасна техника. Оценивается не
нападение или защита, а взаимодействие их, т. е. инь-ян. В Сёриндзи
Кэмпо в любом случае запрещено нападать первым. Действует принцип — Сосю
кодзю — вначале защита, затем контратака.
Эмблемой Сёриндзи Кэмпо, как и монастыря Шаолинь, является мандзи (левосторонняя свастика), буддийский символ совершенства.
В городе Одессе находится единственный в СНГ филиал Всемирной Организации Сёриндзи Кэмпо.
Свиток с «Мандзи» в традиционной японской нише (токонома).
Японские техники поражения и восстановления, использующиеся в боевых искусствах
Одна стрела сбивает одного орла. Две стрелы — это уже слишком много.
Коан Дзэн
Рассматривая историю боевых искусств Японии, можно
увидеть, что они идут в непосредственной связи с традиционной китайской
медициной и в частости с чжэнь-цзю терапией. Мастер боевых искусств,
владеющий методами поражения жизненных центров и умеющий эффективно
шокировать или убить противника, непременно владел техникой
обезболивания, оживления и первой помощи с помощью акупрессуры и
акупунктуры.
Если говорить о методах поражения жизненных точек в
Восточных боевых искусствах, то следует упомянуть о истоках, которые
скрываются в китайских стилях у-шу. Это техника Шоу-та-фа (методы ударов
руками), которая встречается в подавляющем числе стилей китайского
у-шу, Цинь-на (искусство болевых захватов), шаолиньские и уданские стили
змеи (шэ-цюань), которые были преобразованы в стиль кобры, гюрзы, эфы,
гадюки и др. Эти методы и многие другие, очевидно, и попали на японские
острова вместе со знаниями китайской медицины и преобразовались во
многие техники, описанные ниже.
Учитывая то, что в реальном бою ценой поединка была
жизнь, разрабатывались особо эффективные методы поражения, которые
культивировались в школах боевых искусств и преподавались только
мастерам школы. Таким образом, в Японии внутри стилей дзю-дзютсу,
нин-дзютсу, дзю-до, каратэ-до, айки-до и Сёриндзи Кэмпо были созданы
следующие техники:
1. Атэми-вадза — техники ударов различными частями тела.
2. Дакэн-тай-дзютсу — техники ударов по уязвимым точкам.
3. Дзю-нэн-гороси — искусство отсроченной смерти.
4. Дзю-тай-дзютсу — техники удушений, бросков и захватов.
5. Итами-вадза — техника надавливания на болевые центры.
6. Катакэси-но-дзютсу — «искусство гасить облики» (искусство эффективного убийства).
7. Киай-дзютсу (тоатэ-но-дзютсу) — искусство удара на расстоянии с помощью звукового и беззвучного «Киай».
8. Koппо-дзютсу — техника переламывания костей и повреждения суставов.
9. Коси-дзютсу — приёмы повреждения мышц и внутренних органов, и атаки жизненно важных точек противника.
10. Кюсё-дзютсу — удары и щипки за сухожилия и точки (кюсё).
11. Саппо — искусство поражения точек, влияющих на жизненные центры.
12. Симэ-дзютсу — техники удушений.
13. Сан-нэн-гороси — «смертельное касание» (искусство убивать с возможностью отсроченной смерти после 1—3-х лет).
14. Си-кэцу-дзютсу — техника нажатий на «точки смерти».
15. Ситю-дзютсу — пальцевое дзютсу, т. е.
работа с пальцами соперника, заллетение, связывание и переламывание
пальцев с вставлением между ними явары.
16. Торитэ-дзютсу — исусство болевых выкручиваний и защемлений.
17. Юби-дзютсу — искусство поражения болевых и
шоковых точек при помощи пальцев, а также большое количество методов,
информация о которых держится в строжайшем секрете и передаётся только
преемнику традиции, и в таком случае о разглашении вне школы не может
быть и речи.
Болевой прием в сочетании с удушающим в коппо-дзютсу.
В противовес этим техникам в каждой школе
существовали методы, защищающие от поражающего воздействия. Это техника
«железной рубашки», «алмазная накидка», «купол золотого колокола» и
другие набивные техники, делающие тело воина менее уязвимым. А когда уже
всё-таки произошло поражение (потеря сознания, шок, клинич. смерть), в
Японии существовли методы выведения из этих состояний:
1. Каппо — наука оживления, состоит из методов — катсу.
2. Куацу (Кюацу) — точечный массаж (для снятия острой боли и др.).
3. Aммo — древний японский метод, использующий
разные способы массирования, постукивания, надавливания на точки и
растирания для естественного восстановления.
4. Кэйкомаэ зэнсин — точечный массаж для усиления внутрен. потока Ки, для стимуляции и оздоровления организма.
5. Сэйкоцу — первая помощь при травмах, шоке с помощью акупрессуры и акуперкуссии.
6. Сэйфуку — первая помощь рефлекторными методами в критических ситуациях.
7. Сэйтай (Сэйтайхо) — японская лечебная система, использующая точечный массаж, мануальные, дыхательные и физические упражнения.
8. Шиацу — современная терапия надавливанием пальцами и многие-многие другие.
Эти методы, в частности Каппо, преподавались мастерам
любой школы Бу-до (дзю-до, дзю-дзютсу, каратэ-до, айки-до), сдающим
экзамены на Чёрный пояс. Так как на этом этапе пути молодой мастер уже в
совершенстве владел базовой техникой, его умения приобретали реальный
оттенок боевого искусства и могли быть разрушающими для тела соперника.
Уровни поражения в боевых искусствах
Самым грозным оружием является всё же не кристалл,
не меч и даже не пистолет, а человеческое тело. Дело в том, что его
можно превратить в средство для накопления, хранения и передачи энергии.
Тайша Абеляр
Методы поражения и восстановления в боевых искусствах
из-за своей важности требуют более детального рассмотрения. Особенно
если речь идет о пограничных между жизнью и смертью состояниях — шоке,
клинической смерти и т. д. На практике важно провести правильную
диагностику состояния пострадавшего и применить для реанимации метод
Каппо или, не затягивая время, начать классическую реанимацию
(искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца). Также нужно
дифференцировать применение традиционных в медицине методов остановки
кровотечения и Микэн-катсу. Разобраться в этих вопросах довольно сложно,
поэтому здесь представлен многоуровневый подход к поражению, впервые
систематизирован и описан в системе «Альфа-контроль», (1997). Таким
образом можно более детально разобраться в показаниях к применению
Каппо.
Шесть уровней воздействия
1-й уровень
А. ПОРАЖЕНИЕ: Удары в части тела. Очень сильные»
мощные, «пробойные» удары, крушащие всё на своём пути, приводящие к
ушибам, переломам, кровотечениям, кровоизлияниям мозговых сосудов,
повреждениям суставов.
Удары не «прицельные». Например, проникающий удар кулаком (кэнто) тёку-дзуки в грудную клетку влечет за собой перелом рёбер с вдавлением осколков в лёгкие. Или сильный удар сокуто по ноге приводит к перелому костей голени.
Для произведения такого повреждения необходимо иметь
отлично подготовленные ударные поверхности, огромную массу и скорость
удара. Таким образом повреждаются все части тела человека, находящиеся
на пути такого удара, приводящего к травматическому шоку.
Оценка шокогенности травм по 10-бальной системе
(по И.В.Гальцевой, В.И.Гикавому и др., 1985)
10 баллов: Травма живота с повреждением двух или более паренхиматозных органов или разрывом крупных кровеносных сосудов.
6 баллов: Множественные двусторонние переломы
ребер с повреждением и без повреждения органов трудной клетки. Травма
живота с повреждением одного паренхиматозного органа.
5 баллов: Открытый оскольчатый перелом бедра, отрыв бедра.
4 балла: Ушиб головного мозга, перелом свода и
основания черепа. Травма груди с повреждением органов грудной клетки,
гемоторакс, пневмоторакс. Множественные переломы костей таза.
2 балла: Травма живота с повреждением полых
органов, диафрагмы. Открытый перелом обеих костей голени, отрыв голени.
Закрытый перелом бедра.
1,5 балла: Обширная скальпированная рана с
размозжением мягких тканей. Гематома больших размеров. Открытый и
закрытый переломы обеих костей голени, плеча; отрыв плеча.
Переломы костей лицевого скелета.
1 балл: Множественные односторонние переломы ребер, без повреждения органов грудной клетки.
0,5 балла: Переломы позвонков (с повреждением
и без повреждения спинного мозга). Открытый перелом костей предплечья;
отрыв предплечья. Открытый перелом костей стопы; отрыв и размозженне
стопы.
0,1 балла: Одиночные переломы костей таза.
Закрытые переломы одной кости голени, костей предплечья, костей кисти;
размозжение и отрыв кисти. Переломы ключицы, лопатки, грудины,
надколенника. Краевые переломы костей.
Б. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ: Эффективные блоки,
уход с линии атаки, уклонение от ударов. Использование набивных техник,
«железная рубашка», «алмазная накидка» и другие.
В. НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ: Зависит от состояния
пострадавшего и характера повреждений. В первые 1–2 мин. в случае потери
сознания можно применить метод «игла-молния», в случае остановки
дыхания применяется кокю-катсу, тандэн-катсу. В случае остановки и
дыхания и сердечной деятельности — немедленно приступать к
сердечно-лёгочной реанимации (восстановление проходимости дыхательных
путей, ИВЛ, непрямой массаж сердца)» учитывая характер повреждений. При
кровотечении — использовать методы временной остановки кровотечения
(возвышенное положение конечности, прижатие кровоточащего сосуда
пальцем, наложение жгута). Если есть переломы — наложение шины. При
отсутствии медикаментов во время болевого синдрома — иглы или точечный
массаж в противоболевые точки меридианов, на пути которых находится
место повреждения (Рб, GI7, Е34, RP8, С6, IG6, V63, R5, МС4, TR7, VB36,
F6), а также иглоукалывание региональных противоболевых точек. При
наличии медикаментов — введение обезболивающих, сердечных и дыхательных
средсгв и срочная госпитализация (по потребности) в реанимационное или
травматологическое отделение. Транспортируют лежа.
В восстановительном периоде — Чжэнь-Цзю, Су-Джок, Катсу, фитотерапия и другие методы очень эффективны.
2-й уровень
А. ПОРАЖЕНИЕ: Удары и воздействие по уязвимым зонам
тела, местам не прикрытым мышцами, костями. Выкалывание глаз, вырывание
кадыка, рёбер, мышц, внутренних органов. Сюда же относятся так
называемые «болевые точки», находящиеся в местах, где доступны для
воздействия нервное сплетение или нерв. Как пример, можно представить
таблицу:
Такие удары наиболее распространены в боевых
искусствах. Тут для поражения выбирается уязвимая область, в которую
довольно легко попасть ударной поверхностью тела. Их можно встретить в
каратэ-до, у-шу (в большинстве внешних школ), боевом дзю-до, каратэ-до,
дзю-тай-дзюцу, коппо-дзютсу, симэ-дзютсу, самбо, тхэ-квон-до,
вьет-во-дао, цинь-на, боксе. Сюда же относятся техники заломов
дзю-дзютсу и айкидо.
Захват «на чжао» из китайского у-шу.
Б. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ: Эффективные блоки,
уход с линии атаки. Использование набивных техник, «железная рубашка»,
«алмазная накидка», посыл Ки в область удара, отвлекающие манёвры.
В. НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ: Аналогична первому уровню.
Дополнительно, по показаниям — методы Каппо: Агэ-катсу, Микэн-катсу,
Кокю-катсу, Кётоцу-катсу, Тандэн-катсу, Дзиндзо-катсу, Кин-катсу,
Чжень-цзю, Су-Джок.
А также восстановительные мероприятия с помощью массажа и трав. Вперед
|