Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Календарь | « Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
Харакири
Красиво умирать — не запретишь!
Трудно сказать, насколько сознательно
народы стремятся иметь в запасниках национальных прибамбасов что-нибудь
такое, чего ни у кого нет. Но собственным колоритом взахлеб умиляются
все, если даже он заключается в разведении женщин с неподъемной
задницей, увенчанной тонкой талией (это своего рода "фуагра" для
эротоманов с черного континента).
И зря злобный мечтатель
Ульянов надеялся стереть различия между народами (хотя он делал ставки
на такие методы, что у него могло и получиться). Но... пронесло! Ведь
чем плохо? Мы — такие, а вы — такие, давайте дружить! "Вы" — это
определенно те, которые не "Мы". В русском языке нет специального слова,
означающего "не русский". И, кажется, такого слова нет ни в одном
европейском языке. Отличились в этом плане евреи, они не евреев называют
"гоями", и японцы, называющие не японцев "гайдзын". О гоях разговор
отдельный, а гайдзын — это не просто иностранец, а человек, не
способный уразуметь японский стиль жизни. Что на это сказать? Японцы!
Знаете, что? Вам тоже не понять загадочной русской души. А кроме
души, есть еще Москва, которая "Третий Рим, а четвертому не бывать".
(Правда, непонятно — почему, то ли мы не позволим, то ли быть Римом
больше никому не хочется, оно и понятно, Древний Рим кончил плохо,
Константинополю тоже не повезло, вон он, весь в турках, стоит,
переделанный в Стамбул. Так что, чур нас!) Еще есть Святая Русь,
(святая, как и другие государства, то ли еще святее/но за счет чего,
пока уточняется). И ладно, сути это, правда, не меняет, но все равно
приятно. Это "наш ответ Чемберлену" за "гайдзына". И обратите внимание — гайдзын, гой. Ох уж эта буква "г"... Но
японцам, конечно, есть, что на это ответить. Ведь они придумали то, до
чего ни одни гайдзын на свете не додумался. Хара-ки-ри! Японский
эксклюзив Харакири — это японский запатентованный метод ухода из жизни.
Кажется, что такого? Смерть, по крайней мере, в одном экземпляре точно
достанется каждому. С этим перебоев в небесной канцелярии пока не
случалось. Но некоторые, знаете, умеют делать деньги из воздуха, а вот
японцы сумели сделать искусство из смерти. Слово харакири буквально
означает "резать живот". Остальные народы для осуществления тех же целей
— скажем так, для путешествия в другие миры без обратного билета —
целились в другие части тела. Предпочтение давалось, конечно,
сердцу, туда как раз и вонзила кинжал Джульетта. И понятно почему — где
сердце, там и душа, это ей намек: лети, голубушка, а то засиделась тут. А
вот японцы целятся в живот. Почему? Потому что, в отличие от западных
народов, они верят, что душа, вернее, дух (воля) обитает в животе. И так
как этой самой воли (или души) никто не видел, спорить об этом
бесполезно. Это странный обряд, вызывающий у западного человека
разнообразные чувства, с одной стороны, уважение к бесстрашию
совершающего такое над собой, с другой — ощущение дикости, жестокости,
нелепости происходящего и еще что-то на тему " Восток — дело тонкое". А
помимо этого, в живот или в сердце, да хоть в ухо — все равно это самоубийство, суицид, раз и навсегда осужденный западным сознанием, и тем более западными религиями.
Японские рыцари и их понятия
Сразу скажу, не все японцы забавлялись вспарыванием живота.
Большинство все-таки уходило из жизни, подобно гайдзы-нам, банальной
физиологической смертью. Харакири — дело рыцарей. В Стране восходящего
солнца (если точнее перевести с японского, в Стране солнечного корня)
были свои рыцари — самураи, равнодушные к боли, презирающие смерть. Они и
придумали харакири. Харакири — это следствие самурайского кодекса
чести. У японцев, в отличие от западных народов, понятие "честь" не
имело столь широкого прочтения. Крылатая фраза Талейрана — " быть
политиком, значит, предугадать, в какой момент чью сторону надо занять" —
вряд ли была бы воспринята самураями должным образом. (Они бы, наверно,
подумали, что он — нечестный человек, а на самом деле Талейран —
симпатяга, остроумный мужик, многие и по сей день учатся у него
жизнеутверждающему цинизму, и воистину, кто еще, кроме него, сумел
служить сперва Бурбонам, потом Наполеону, а потом опять Бурбонам?) Кажется,
у самураев хуже обстояли дела с чувством юмора, которое помогает
западному человеку быть всеядным в вопросах чести. Но именуется это не
всеядностью (фу! какое нехорошее слово), а здравым смыслом. У самураев
не все было в порядке со здравым смыслом. Вот посудите сами.
Немного истории
С тринадцатого века, когда власть японских императоров стала
номинальной, правление страной взяли в свои руки военачальники. С тех
пор все, носившие оружие, начиная от всесильного сегуна, верховного
правителя, и кончая рядовым солдатом, именовались самураями, буквально
— "служащими". Высшими добродетелями самурая считались воинская
доблесть и абсолютная преданность сюзерену, у которого самурай был на
службе. Служение господину составляло смысл жизни (кажется, можно было
придумать что-нибудь позанимательнее на предмет смысла жизни, но зато
понятно, почему и нынешние японцы так убиваются на работе). Пожертвовать
собой в случае необходимости, согласно самурайскому кодексу чести
"Бусидо" (буквально — "путь воина"), считалось величайшим счастьем.
(Опять, чувствуете не-состыковку? Верю, что пожертвовать собой — это
доблесть, но что это за счастье? А для них — счастье.) В семнадцатом
веке самураи, воинская аристократия, составляли десятую часть
населения. Это в истории Японии период объединения страны и
окончательного формирования класса самураев. Сегун Тоётоми Хидэёси в
1590 году разоружил простой люд, а самураев переселил в города. С этих
пор знаком принадлежности к самурайскому классу стало ношение двух
мечей. В 1600 году началось правление сегунов из династии Токугава
Иэя-су и связанный с ним удивительный, не имеющий аналогов в мировой
истории этап в жизни страны — 250 лет мира! За это время самураи не
выродились, а как раз наоборот — самурайские идеалы стали нормой жизни
для всего японского общества. Первый теоретик бусидо Ямага Соко
(1622-1685) писал: "От самурая не требуется, чтобы он работал, — работа
для простолюдинов; самураю запрещено сражаться, потому что войны
остались в прошлом. Так что же, самурай — паразит? Нет. Его миссия —
давать японскому народу пример морального поведения, воспитывать
нравственность в себе и в низших". Известная самурайская максима
гласит: "Просыпаясь утром, думай о смерти". Очень похоже на memento mori
— "помни о смерти". По мне, так лучше "моментально в море", как в
"Кавказской пленнице". Проснулся утром и пошел купаться в море — песок,
теплая вода, а там, глядишь, и русалочка вынырнет. Зачем думать о
смерти: (Но это — лирическое отступление.) Конечно, с самого утра
надо думать о смерти, если полагаешь, что жизнь без страдания — карма на
ветер. И японцы в этом смысле впереди планеты всей. Это единственная в
мире нация, эстетизировавшая и до мельчайших подробностей разработавшая
ритуальное самоубийство харакири.
Техника харакири
Если вышеперечисленное нашло живой отклик в вашем сердце, то вот вашему вниманию краткое пособие по технике харакири.
ПОДГОТОВКА.
Встать рано утром, чисто вымыться, расчесать и уложить ровно
посередине бритой макушки самурайскую косичку (ее придется
предварительно отрастить, а можно и не заморачиваться на этом, потому
что если человек, извините, лысый, то, что же, дискредитировать его по
этому принципу?). Ничего не есть и не пить, а задний проход заткнуть
комком ваты — чтобы в последний миг, когда воля уже не властвует над
телом, не омрачить конфузом совершенство происходящего (лично я
предлагаю поставить с утра кружку Эсмарха и не возиться потом с
тампоном). Надеть парадное кимоно (смокинг, к сожалению, не подойдет и
бабочка тоже лишнее, почему? поймете чуть позже). Надо написать
прощальное трехстишие. Можно чернилами, но лучше собственной кровью.
Что-нибудь простое, без пафоса. Например: Пришел, Увидел, Ухожу.
МЕСТО.
Не там, где живут, едят и спят. Можно в саду. На земле циновка,
покрытая белой материей, сверху алая подстилка. Над головой навес из
белой ткани. СВИДЕТЕЛИ. Должны присутствовать два человека,
представитель власти, знаток церемониала и секундант, близкий друг,
хорошо владеющий мечом (с представителем власти, думаю, могут возникнуть
проблемы).
ДЕЙСТВИЕ.
Если хочется, можно сказать прощальные слова. Но можно и
промолчать. Друг подаст на подносе "вакидзаси", специальный кинжал. Надо
спустить кимоно ниже пояса (а в смокинге будет неудобно), рукава
подвязать под коленями. Это важно, потому что падать навзничь
неприлично, тело должно завалиться вперед, ничком. Приспустите
набедренную повязку пониже, размягчите напрягшиеся мышцы живота. Вонзите
кинжал в левую нижнюю часть живота, доведите разрез до правого бока, а
там поверни- те клинок острой стороной кверху. Можно крест-накрест. Не
возбраняется проявлять фантазию — например, можете вырезать посреди
живота "хиномару", национальный флаг Японии (а с другой стороны, зачем
вам японский флаг, но не знаю, что посоветовать патриотам с триколором,
вот если бы серп и молот... в общем, решайте сами, и лучше загодя, это
вам не татуировка). Дальше нужно вытянуть руки с высвободившимся
кинжалом и наклониться вперед. Больше ничего не требуется. Друг, стоящий
чуть позади с длинным мечом наготове, отсечет вам го- лову одним
красивым ударом. Хорошо бы, чтобы она не покатилась по земле, а повисла
на лоскуте кожи, но это требует особого мастерства. Трудно, конечно, с первого раза сделать все тип-топ. Но второго раза не будет. Женщинам,
как всегда, проще. Им достаточно сесть, вонзить кинжал себе в горло
(потому что они существа непостоянные и непонятно, где у них душа,
сейчас тут, а через минуту уже в совершенно другом месте). Что важно для
женщин, так это грациозно, увядшим цветком (!) склониться набок.
XXL, ноябрь, 2001
|