Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Календарь | « Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
Мотив веревки в японском искусстве. Краткий исторический обзор
История японского искусства связывания верёвкой, как и многих других
проявлений садомазохизма, неясна. Надёжность источников информации
оценить нелегко, многое на поверку оказывается мифом или просто
выдумкой. С этой оговоркой делюсь с вами информацией, почерпнутой в ходе
исследований, дискуссий, а также уроков и впечатлений от знакомства с
японским культурным наследием.
Японцы издревле имели дело с верёвкой и обвязыванием предметов, может
быть, с самых истоков всей японской цивилизации. Ещё в период Дзёмон (10000 - 300 до н.э.) верёвка играла в культуре важнейшую роль. Само слово "Дзёмон"
буквально означает "орнамент верёвки", а эпоха получила своё название в
связи с широко распространённым мотивом верёвки в украшении гончарных
изделий. С самых древних времён и до наших дней японские религиозные
церемонии включают в себя широкое использование верёвки и обвязывания,
что символизирует связь человеческого и божественного, а также отмечает
священное пространство и время.
Сакральный смысл верёвки и обвязывания переходит из религиозной сферы
в светскую. Вплоть до недавнего распространения западной культуры
практически всё в Японии было как-то увязано вместе. Возьмём
традиционный наряд: кимоно. На нём нет ни единой пуговицы, ни
единого крючка. Оно завязывается, придавая телу стандартный ритуальный
силуэт. Акт завязывания приспосабливал одежду к её владельцу, придавал
платью идивидуальность. Даже военные доспехи состояли из элегантно
связанных вместе пластин лакированного дерева. Какими бы скромными ни
были дары, приносимые богам, вышестоящим или друзьям, они всегда
затейливо заворачивались и изысканно обвязывались.
Эти обычаи дожили до наших дней. Яркий тому пример - традиция
красивой и функциональной упаковки различных предметов в квадратный
платок (фуросики), сложные плетения из шнура, которыми завязываются упаковки (мидзухики),
и даже специальные способы заворачивать деньги, отдаваемые в дар. Всё
это - иллюстрации культурной потребности японцев завернуть всё, что
угодно, должным образом и с приличествующим случаю тщанием. С подарками
не принято обходиться небрежно; их следует преподносить так, чтобы их
вид был приятен получателю.
Изощрённое обвязывание различных предметов можно встретить в
современной Японии в самых неожиданных ситуациях. Однажды на видеосъёмке
СМ-сессии в Токио я видела, как оператор использовал верёвки для того,
чтобы зафиксировать камеру и светильники в нужном ему положении, и эти
узлы были столь же элегантны, как и бондаж на нежной плоти его модели.
Для него это было настолько естественным, что он сделал это, даже не
задумываясь.
Принимая во внимание, как глубоко искусство связывания и обвязывания
уходит корнями в японскую культуру, неудивительно, что оно стало
неотъемлемой частью военной техники, и как боевое искусство, и как
средство пленения. В "Мрачную Эпоху" периода Сэнгоку / Муромати
(примерно 1467-1600) долгие предшествовавшие ему мир и процветание
разбились вдребезги, ввергнув страну в пучину разрушительных войн. В
этом климате вместе с другими многочисленными боевыми искусствами
возникло искусство пленения, транспортировки, допроса и пыток
неприятеля. Тасуки-дори и Хобаку-дзюцу - традиционные приёмы захвата врага, а Ходзё-дзюцу
- техника применения верёвки на уже взятом в плен противнике.
Считается, что современное японское эротическое связывание уходит
корнями именно в этот период.
Здесь западный читатель может задаться вопросом: почему в Японии не
использовались другие материалы, широко применявшиеся в индоевропейских
культурах для пленения и обездвиживания врага, такие как кожа, дерево
или металл? В этом различии решающую роль сыграли экономические факторы и
доступ к ресурсам. Островному народу, ограниченному тонкой полосой
пригодных для сельского хозяйства земель, приходилось использовать свои
скудные угодья для возделывания риса, а не выращивания скота, для чего
требуются просторные пастбища. Поэтому кожа - продукт скотоводства -
была для простых людей недоступной роскошью.
Тот же фактор технологического детерминизма и скудости ресурсов
обусловил ограниченное использование металлов: несмотря на высокое
мастерство в изготовлении мечей, широкое распространение металлов в
повседневной жизни, сделавшее бы возможным появление металлических оков,
в средневековой Японии было невозможно.
Дерево иногда появляется в рисунках, изображающих пленение, но чаще
всего в них фигурирует бамбук. Имеющийся в изобилии, быстро растущий,
простой в возделывании и разнообразный в применении, бамбук представляет
собой практичный и широко распространённый как для связывания, так и
для множества других целей материал. Точно так же материалы для
изготовления верёвок были дёшевы, и их было много. В этих условиях
именно верёвка стала естественным орудием захвата противника в плен во
время войн.
В эпоху Эдо (1600-1868) правительство Токугава
проводило уникальную политику поддержания мира, и войны прекратились. Её
результатом стало беспрецедентное процветание всей нации, которое
породило многочисленный класс мелких торговцев и подняло его на доселе
невиданный уровень благосостояния и влияния. С этого времени "фамильное
древо" верёвочных искусств заветвилось с невероятной интенсивностью.
Одна его ветвь продолжала расти в прежнем направлении строгого, но
прагматичного управления преступниками и заключёнными. Стандартные формы
боевого искусства были отполированы, доведены до совершенства в разных
школах и детально кодифицированы так, что мельчайшие детали в цвете
верёвки или способе связывания приобрели смысл и стали указывать на
должность заключённого, тяжесть его преступления, время года и т.д. В
эпоху Эдо военное искусство связывания по своей изысканности
приблизилось к художественным искусствам. Такие школы боевых искусство
существуют и по сей день, а полиция всё ещё пользуется верёвками, что
представляет собой прямое наследие этой практики.
В то время как первая ветвь фамильного древа искусств верёвки
продолжила линию традиционных военных техник, вторая ветвь росла в прямо
противоположном направлении. Процветание, пришедшее в эпоху Эдо,
породило многочисленный и влиятельный средний класс, а с ним - растущий
спрос на развлечения и увеселения. Образы связывания верёвкой в самых
различных контекстах помогали удовлетворять эти потребности.
Одним из самых популярных развлечений был театр Кабуки.
Сегодня он считается классикой японского искусства, а в то время ещё не
успел далеко уйти от бродячего балагана, каковым поначалу и являлся.
Превращение Кабуки из массового увеселения для грубой толпы в
высокое искусство сопоставимо с эволюцией, которую претерпели пьесы
Шекспира со времён театра "Глобус". Как и Шекспир, Кабуки был предназначен для широкой публики, а пьесы были полны непристойных образов, включая нуреба (любовные и сексуальные сцены) и семега (сцены пыток).
Кабуки стал ещё более популярен после значительных
усовершенствований технологии печати с деревянных оттисков. Очень быстро
возникла целая успешная отрасль изготовления сувенирной продукции для
поклонников. В продажу поступали печатные открытки и плакатики с
изображением известных актёров и сцен, зачастую в наиболее горячих, из
пьес.
Из такого скромного коммерческого истока родилось знаменитое и ныне уважаемое искусство Укиёэ - "изображение плавучего мира" (в стиле Укиёэ работали, в частности, знаменитые художники Хокусаи и Хиросигэ - пер.). Сексуальные образы (нуреба) или сцены пыток (семега)
были популярным мотивом, что в конце концов привело к появлению плеяды
художников, широко тиражировавших эротическое искусство. Этот процесс
совсем не уникален для Японии. Например, в викторианской Англии или в
Европе, где в это же время тоже бурно расширялся потребительский средний
класс, имел место бум массового проникновения сексуальных образов в
фотографию, рисунки и рассказы. Американским эквивалентом этого феномена
стал расцвет в середине 1920-х гг. индустрии порнографических журналов и
бульварных криминальных романов со связанными женщинами на обложках.
Многие популярные художники Укиёэ брали учеников для
укрепления своей популярности и продления коммерческой жизни путём
обеспечения наследования уникального стиля. Одним из последних мастеров Укиёэ, ориентированного на потребителя популярного искусства, был Сеию Ито (1882-1961). Несмотря на то, что сам он родился в период реставрации Мэйдзи, его стиль, безусловно, уходил корнями в традиции печатного дела эпохи Эдо. Он был не только традиционным художником и признанным мастером в изображении семега,
но и поклонником садомазохизма, вдохновлённым сказками о пленённых
принцессах, которые слышал от матери в девяти- или десятилетнем
возрасте. Художественное чутьё на эстетику чувственности и личный
сексуальный интерес привели к тому, что в 1919 году он начал
фотографировать "наказанных женщин". На мой взгляд, это и была заря
японского искусства эротического связывания в его современной форме.
К середине 1920-х гг. фотографии Ито уже публиковались во
многих садомазохистских эротических журналах и, похоже, главной
творческой движущей силой этих публикаций был он сам. Как сегодня
источником вдохновения для многих становятся компьютеры и Интернет, так в
то время технология фотографии подняла художественную эротику на новый
уровень. Влияние стилистики Ито до сих пор отчётливо прослеживается в образном ряду современных произведений жёсткого связывания верёвками (кинбаку).
Его характерная черта - спутанные, растрёпанные волосы связанной
женщины. На этих шокирующих картинках женщина выглядит почти как
привидение, а лицо её выражает тоску, страдание и растущий стыд.
Взгляните на современные тщательно созданные популярные произведения, и
вы заметите в них эстетику, созданную Ито.
После Второй мировой войны потерпевшая поражение Япония
восстанавливала экономику, и вновь на сцену вышел голодный до
развлечений средний класс. В начале 1950-х гг. начали издаваться
несколько эротических журналов, специализирующихся на бондаже. Самый
известный из них - "Китан Клаб" ("Клуб Странных сказок"),
появившийся в 1952 г. На 1950-е гг. пришлось и возникновение клубов
бондажной фотографии, напоминающих группы Ирвинга Клоу и Бетти Пейдж
(культовый фотохудожник и его любимая модель - пер.) в США.
Многотиражные садомазохистские / бондажные иллюстрированные журналы
пережили бум, так как стали новым носителем заряда сексуальности,
фантазий об обмене властью и эстетики, знакомой японцам с прошлого века.
В это же время возникли и клубы, где бондаж демонстрировался публично,
как шоу, во время которого мастера связывания верёвкой, называемого
теперь шибари (сибари), совмещали потрясающие обвязки,
впечатляющее подвешивание и нарочитую театральность действа. В
1960-е гг. страну объял социальный морализм, на время загнавший
картинки, журналы и любителей бондажа в подполье, но они вновь вышли из
тени, и ещё более широко, в конце 1970-х гг., когда моральный климат
смягчился.
Сегодня, хотя японское искусство связывания верёвкой и садомазохизм
всё ещё рассматриваются как нечто маргинальное, и то и другое достигает
невиданных высот. Эротические журналы публикуют изображения связывания и
унижения, а корни этих картин уходят в глубокое прошлое и представляют
собой сочетание традиций использования верёвки в средневековых боевых
искусствах и чувственной эстетики Укиёэ.
Стоит заметить также, что, хотя ранг Доминанта в Японии традиционно
принадлежит мужчинам, меняющаяся роль женщин привела к тому, что в
печатные издания, в театр и в связывание верёвкой вошла целая волна
Доминантов-женщин, или "Королев" (Дзё-сама). Как и на Западе,
нетрадиционная сексуальность, садомазохизм и фетиш всё громче заявляют о
себе в масс-медиа и внедряются в общественное сознание, придавая свежий
блеск старинному сиянию славы Мастеров и Мистресс верёвки современной
Японии.
Эта статья представляет собой главу из книги: The Seductive Art of Japanese Bondage, by Midori, photographs by Craig Morey, Greenery Press, Emeryville, CA, 2001, © 2001 by Fire Horse Production, Inc. Мидори
BDSM-HowTo.ru
|