Летучие верёвки Осады Эикити
Наверное, историками становятся те, кто не пошёл в следователи. Самое интересное в истории, как и в детективе, - белые пятна. История шибари таковыми изобилует.
Если верить англоязычным источникам, картина такова. В средние века существовало боевое искусство ходзёдзюцу - особая техника связывания противника. Кроме того, были распространены пытки с использованием верёвки. В мирную эпоху Эдо приёмы ходзёдзюцу применялись к заключённым и концу XIX века за ненадобностью ли, или в суматохе реставрации Мэйдзи эти навыки постепенно отмерли. При этом важно отметить, что никаких свидетельств о применении ходзёдзюцу в эротических целях не имеется. Это и неудивительно: в культурах, где отсутствуют социальные табу на проявления здоровой сексуальности, а именно такова была традиционная японская культура, половые извращения и не бывают распространены. Здесь возникает очевидный вопрос: как же так? Ведь в современном мире японцы заслуженно снискали славу чемпионов по части самых немыслимых девиаций?! Честно сказать, у меня нет правдоподобных версий для разрешения этого парадокса. Кстати, ещё одно белое пятно.
Как бы то ни было, вышло так, что художник по гравюрам (а одним из классических сюжетов гравюр укиё-э были изображения преступников) Сеию Ито, по совместительству оказался и садомазохистом. Что навело его на мысль заменить в своих произведениях воров и убийц на связанных женщин. Этим он и занялся вскоре после первой мировой войны. Правда, своих моделей он не рисовал, а фотографировал. Технический прогресс, знаете ли.
Далее источники расходятся. Мидори в своей книге пишет, что фотографии Ито публиковались в садомазохистских журналах в 20-е годы. Другие авторы утверждают, что первые СМ-журналы появились в Японии только в 50-е годы в результате специализации среди "жёлтых" изданий. Возможно, раньше, до войны, они существовали в виде подпольных порнографических листков. Во всяком случае, известность стилистика Сеию Ито (связанная страдающая женщина) получила в первой половине 50-х гг. благодаря эротическим журналам Kitan Club и Uramado, ставшим площадкой, на которой расцветало девиантное эротическое искусство. В 1961 году Ито умер, примерно тогда же журнал Uramado был закрыт цензурой. Его издатели вскоре переключились на порнографическую видеопродукцию более жёсткого, нежели бондаж, садомазохистского содержания.
А в 1965 году в Токио в помещении танцкласса сорокалетний Осада Эикити провёл первое публичное шибари-шоу. Известно, что Осада-сэнсэй родился в префектуре Тотиги, это недалеко от Токио, а учился в университете Хосеи в Токио. Интерес к садомазохизму зародился в нём ещё в студенческие годы, однако непонятно, как реализовался и развивался. Учеником или последователем Сеию Ито он не был - неизвестно вообще, были ли у того ученики. Может быть, Осада двадцать лет где-то в тихом углу учился вязать узлы. И в итоге научился. Научился так, что теперь именно ему мы обязаны тем, что искусство шибари вышло за пределы Японии и снискало огромный интерес у садомазохистов и эстетов самых разных культур, продолжая, однако, оставаться совершенно особым, несколько отдельным от мейнстрима, направлением БДСМ.
Осада был художником-передвижником. Он на протяжении 35 (!) лет показывал шибари со сцены частных клубов и стрип-театров. Отработав дней десять на одной площадке, перебирался на следующую.
Собственно, этими выступлениями Осада-сэнсэй и стяжал себе славу. Коронным номером Осады была одновременная работа с двумя моделями, которых он связывал с такой скоростью и изяществом, что движения его напоминали полёт, чем, разумеется, не преминули воспользоваться составители рекламных буклетов, окрестившие Осаду "Мастером летающей верёвки". А верёвки были яркими, разноцветными: Осада отказался от "аутентичной" конопли в пользу более броских синтетических верёвок.
В промежутках между шоу Осада проводил съёмки, писал в садомазохистских изданиях, практиковал как платный Топ и проводил семинары.
Тут необходимо ещё одно лирическое отступление. Японцы, как и китайцы, в силу крайней степени шовинизма не экспортируют свою культуру. А если и экспортируют - то только самый верхний слой, кич, национальную версию vodka, matryoshka и balalaika. Им это совсем несложно: поди, разберись в иероглифах, прочти за дежурной улыбкой да непрошибаемыми формулами вежливости, что у них на уме. С этой точки зрения отсутствие у искусства шибари собственной древней истории и традиции сыграло на руку нам, европейцам: с самого начала ничто не помешало поставить его на коммерческую основу, а там, где бизнес, границ не существует. Поэтому в числе учеников Осады оказались не только японцы.
Одним из его последователей стал живущий в Японии немец, выступавший под сценическим псевдонимом Dr. D.Vice (после смерти Осады-сэнсэя и в его честь он стал называть себя Осада Стив), известный Мастер и владелец ряда популярных коммерческих сайтов (Kikkou.com, Asanawa.com, Fetishjapan.com и др.). Имя Осады использует и его друг, сабиссив и модель, Одзава Кадзуми (теперь Осада Кадзуми), с которой Осада-сэнсэй работал в последние годы жизни. Сейчас она руководит семинаром и сама выступает с собственными шоу, в которых показывает в основном селф-бондаж; однако из её номеров наиболее известен "золотой мальчик" - связывание и подвешивание мужчин, полностью, включая волосы и лицо, обсыпанных пудрой золотого цвета.
Можно с уверенностью утверждать, что через своих учеников и последователей, а особенно через их сайты Осада-сэнсэй научил вязать очень и очень многих Мастеров по всему миру.
Сам Осада тоже неплохо зарабатывал на своём искусстве. В середине восьмидесятых аудитория его шоу доходила до двух тысяч человек за один вечер, а гонорар за такой вечер (в пересчёте на нынешний масштаб цен) - до пяти с половиной тысяч долларов.
Осада-сэнсэй ушёл со сцены в 1989 году, однако через два года его разбил инсульт и он на несколько месяцев оказался прикован к постели. Для реабилитации он решил вернуться к любимому занятию. У него это получилось и получалось ещё почти десять лет, правда, конечно, не с такой интенсивностью, как в лучшие годы, и за куда меньшие деньги: теперь его вечер стоил уже не несколько тысяч, а просто сто долларов. Закат сэнсэя был одиноким, он поддерживал контакт только со своей подругой Кадзуми и несколькими близкими друзьями и учениками.
Однажды промозглым зимним утром у старика жестоко разболелось сердце. Это был инфаркт. Однако вечером он выступал на сцене, его поддерживали под руки, и сразу после шоу увезли в больницу.
Ещё через несколько месяцев, в сентябре 2001 года, Осада Эикити умер в доме престарелых.
BDSM-HowTo.ru
Японская школа БДСМ
Веревка в японском искусстве