КИНУСАЙГА
Чего только не придумали изобретательные и невероятно чуткие к красоте японцы! И вот еще одно удивительное явление: лоскутные картины – так называемая кинусайга. Собственно говоря, «лоскутные картины» – это неточно. Кинусайга – это своего рода синтез нескольких техник.
Это, во-первых, техника аппликации, во-вторых, пэчворк (именно эта техника дала основания называть кинусайгу лоскутными картинами), в-третьих, мозаика, в-четвертых… резьба по дереву. Иными словами, кинусайга – это техника мозаичной лоскутной аппликации на дереве. Кинусайга – художественный жанр, возникший, если можно так выразиться, на почве экономии. Вернее, японской экономности. Это первоначально был способ «утилизировать» старые отслужившие кимоно.
Шёлк кимоно – ткань дорогая и красивая, хотелось придумать ей «вторую жизнь». И придумали!
Лоскутные картины кинусайга создаются так. Во-первых, проект будущей лоскутной картины рисуется на бумаге. Все линии переносятся на дерево. И по этим линиям в дереве прорезаются желобки-канавки глубиной в 2 мм. Затем бумажная картина раскрашивается – каждый фрагмент определенным цветом. Эти фрагменты нумеруются (и на бумаге, и на дереве), и по форме каждого кусочка из ткани вырезается точно такой же кусочек того же цвета, только чуть-чуть больше. Техника аппликации на дереве требует, чтобы по краям каждого кусочка оставлялся припуск в 1 мм. Этот краешек будет заправляться в прорезанную в дереве канавку, когда сам фрагмент будет наклеен на соответствующее место.
Кинусайга – жанр довольно редкий: далеко не всем европейцам, побывавшим в Японии, посчастливилось поглядеть на лоскутные картины. Но на тех, кому удается их увидеть, они производят неизгладимое впечатление.
Обычно с первого взгляда (да и не только с первого) трудно понять, как это сделано. Пока экскурсовод не объяснит, зрители не догадываются, что это своеобразная техника аппликации. А поняв, поражаются удивительной «живости» лоскутных картин. Обычно кинусайга достаточно большие по размеру, изображаются на них чаще всего городские пейзажи. Но иногда это натюрморты, картины природы и т.д.
Людей на картинах кинусайга обычно нет, разве что спиной. Уж очень тонкий объект для мозаичной техники – человеческое лицо. Правда, иногда художникам кинусайга удается даже это. Чаще это лица стариков, изборожденные морщинами.
Художник, взявшийся за создание лоскутной картины, тратит очень много времени – что не удивительно при описанной технике – и на сами аппликации, и на длительную подготовку к ним. Но труд этот вознаграждается замечательным результатом: картина кинусайга – редкое и удивительное произведение искусства. Тщательность и терпение для ее создания требуются невероятные. Но японцам старательности не занимать.